Ван Чун

27 – 97

Китайский философ-энциклопедист династии Хань. Родился в бедной семье. Учился в столичной Высшей школе в Лояне, где познакомился с историком Бань Гу. Был мелким чиновником, однако потерял пост из-за своей независимой и антиавторитарной натуры. Когда его пригласили стать придворным учёным императора Чжан-ди, он отказался, сославшись на болезнь.
Древнекитайский философ-материалист и просветитель. Он утверждал, что небо — это природа, оно не имеет ни воли, ни желаний, ни сознания. В природе все происходит стихийно.
Все сущее происходит из начального ци (первоэфира). Различная степень сгущения ци в каждой вещи — причина различия вещей и их свойств.
Ван Чун опровергал утверждения о существовании духов и небесного владыки. В теории познания он исходил из чувственного опыта, в котором он видел главный источник знаний.
В социально-этической области Ван Чун отдает значительную дань фатализму. Ван Чун написал ряд философских трактатов, из которых сохранилась только книга «Лунь хэш» («Критические рассуждения»).

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Вещи, которые можно познать, в одинаковой мере познаются и просто умными людьми, и совершенно мудрыми, а то, что нельзя познать, не познается и совершенно мудрыми.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Если ничего не слышать и ничего не видеть, то не может быть и представления о чем-либо.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Легко познаваемые вещи можно понять, размышляя о них, а трудно познаваемые нельзя познать без изучения и исследования.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Среди животных человек — высшее [существо]; среди существ, рожденных небом и землей, человек — наиболее ценное, ибо он наделен способностью к знанию.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Причина того, что правдивые речи отвергаются, а высоконравственные и совершенномудрые мужи встречают отпор, не в том, что они вызывают ненависть за свою мудрость, и не в том, что правдивые речи неприятны, а в том. что намерения высоконравственных и совершенномудрых мужей слишком возвышенны, а правдивым речам трудно следовать на деле.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Когда человек умирает, он не становится духом, не обладает сознанием, не может говорить и, следовательно, не может вредить людям.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

При добрых природных задатках можно надеяться на устройство своего благополучия, а при благоприятной судьбе есть и возможность добиться этого.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Чтобы сделать вещи полезными, надо заставить их взаимно враждовать, ибо именно взаимная вражда способствует взаимному становлению их как таковых.



✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Бывает, что победителем в споре выходят не правые и придерживающиеся истины, а тот, кто боек на язык и чья речь искусна и пристрастна. Язык в спорах и тяжбах играет ту же роль, что в сражениях мечи и копья. Острые мечи, длинные копья, сильные руки и быстрые ноги – залог победы.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Утверждать, что человек после смерти все ещё обладает сознанием, равнозначно тому, чтобы сказать, что огонь, после того как он уже погас, все ещё дает свет.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Смерть человека подобна потуханию огня. Гаснет огонь – и пропадает свет.

 

citatnik24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *