Иоганн Генрих Песталоцци

12 января 1746 – 17 февраля 1827

Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII – начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. 

 

 

 

 

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Воспитание и только воспитание — цель школы.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Ребёнок – зеркало поступков родителей.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Час рождения ребенка есть первый час его обучения.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

По законам природы слова любви не произносятся прежде, чем не созревают чувства.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно, предварительное наслаждение свободой, которую оно ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного в плуг или телегу является произвольно направленным применением тех сил, которые молодое животное приобрело и развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на пастбище.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Вам как воспитателям должно быть присуще такое любовное отношение к ним <детям>,чтобы привлекать к себе детские сердца… Я хотел бы, чтобы вы в полной мере обладали этим сердечным любовным отношением к детям, которое увеличит ваши воспитательные возможности.



✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Если человек твёрдо решился на что-нибудь, то он в состоянии сделать больше, чем можно предполагать.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Всякая истинная правда совершенно очевидно заложена внутри человека, и поэтому только она истинна в книге, что она истинна в глубине нашей души.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Все эти умения исходят из простейших приемов: удара, толкания, вращения, качания, подымания, топтания и требуют последовательной системы упражнений, имеющих задачей развитие сил и технических способностей.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Как и в хорошей семье каждое слово…, сказанное с целью воспитания, заключает в себе обучение, а обучение является в то же время и воспитанием. Одно непосредственно переходит в другое…

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Каждый из нас совершенно свободен, и только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Не должно быть никакой неясности в отношении того, что запрещено… Мы не должны воображать, что ребенок сам может догадаться, что может быть вредным и что для нас является важным.



✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Идея элементарного образования есть ни что иное, как результат стремления человечества оказать ходу природы в развитии и формировании наших задатков и сил такое содействие, какое способны оказать ему разумная любовь, развитой ум и хорошо развитые технические склонности.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Как ум выражает себя в основном в числе, форме и слове, и все средства формирования ума исходят из этих трех фундаментов его развития, так и сердце находит себе выражение главным образом в любви, и все средства воспитания сердца необходимо должны исходить из этой его исконной силы.

✦ ✦ ✦ ✦ ✦

Откровенность является результатом доверия, а его мы добиваемся от детей не скоро и большей частью в результате длительной с ними работы.

citatnik24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *